Священные рощи как защита от произвола

Выбирая место для родового поместья или экопоселения, прежде всего, встает вопрос об окружении. Мы все хотим жить и воспитывать детей в экологически благоприятной обстановке, тихом спокойном месте, желательно в непосредственной близости от леса и природных водоемов или речек. И уж совсем нежелательно селиться недалеко от шумной автомагистрали, железной дороги,  тем более аэропорта. Однако совсем не факт, что выбрав прекрасный тихий уголок, мы останемся жить в том же спокойствии, что и сейчас, через 2-3 или 5 лет. В последнее время участились случаи, когда мне задают вопрос, как предотвратить строительство шумных объектов или приостановить ведение нежелательной деятельности, например, вырубку леса рядом с поселением.

Организация бизнеса, прокладка новых дорог и путей, а тем более аэропорт, очень выгодны местным властям. Для них это дополнительные инвестиции в глухой уголок, новые налогоплательщики и вообще признак того, что еще теплится жизнь в их глубинке. Большая стройка намного интереснее местным властям, чем множество мелких родовых поместий, с  которых и собрать то нечего, да и не знают порой местные власти о новых поселенцах в их регионах.

Итак, что делать? Можно, конечно, и нужно митинги организовывать, поднимать общественность, выражать свое мнение, но есть еще один интересный способ – создание реликтовой священной рощи вокруг поселения.

Правовой статус реликтовой рощи.

Действующим законодательством предусмотрено наделение уникальных мест, особенно если в этом месте обитают редкие животные или произрастают редкие растения, особым статусом и охраной.

Так, в соответствии с п.1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

На такой территории запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. (п 2 ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Законом предусмотрены несколько видов особо охраняемых территорий: Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады

В заповеднике присутствие человека исключается, за исключением работников заповедника либо посетителей. А вот государственные природные заказники создаются как раз для сохранения уникальных мест обитания краснокнижных животных и растений, люди, живущие на территории заказников, остаются там жить, право собственности на землю сохранется, но им запрещено вырубать охраняемые объекты и убивать животных, а также вести любую деятельность, которая может привести к уничтожению краснокнижных животных или растений.

Виды государственных заказников

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники бывают двух уровней: федеральные и региональные. Первые финансируются из федерального бюджета, а вторые из регионального.

Иными словами, если вы хотите предотвратить в будущем ведение неблагоприятных видов деятельности рядом с поселением, уже сейчас необходимо задуматься о создании государственного природного заказника вокруг поселения.

Что нужно для создания заказника

Первое, что нужно для создания заказника – это наличие уникальных очень редких занесенных в Красную книгу России или конкретного региона растений и животных.

Красная книга растений  

Красная книга животных

Вырастить краснокнижный лес – дело не быстрое, но даже молодые саженцы редких деревьев уникальны, не говоря уже о том, что заказник можно создать и для сохранения краснокнижных трав, лиан, кустарников. Обратите внимание на птиц, многие хищники давно занесены в красные книги, главное доказать, что редкие птицы обитают на той территории, которая подлежит охране.

Перевести в государственный заказник можно и землю сельхоз назначения, такая возможность напрямую предусмотрена в статье 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», при этом фермерская деятельность на территории заказника не запрещена, если она не ведет к деградации или уничтожению краснокнижных видов растений и животных.

Во-вторых, сам по себе факт наличия краснокнижных растений и животных еще не повод создавать в этом месте заказник, место их обитания должно быть зафиксировано документально. Для этого придется оплатить работу специалистов дендрологов, орнитологов и еще десятка «-ологов», которые проведут экспертизу местности и дадут свое экспертное заключение о том, что территория уникальна и является местом обитания редких видов.

В-третьих, создание особо охраняемых мест функция Минприроды России или Минприроды соответствующего субъекта, которое должно одобрить концепцию создания природной зоны, составить проект природной зоны, провести публичные слушания, и утвердить границы заказника. Окончательное решение о создании федерального заказника принимает Правительство России, а регионального – правительство субъекта, на территории которого создается заказник.

Только после выполнения всех вышеперечисленных условий территория приобретает особый статус и охрану. Как видим, создание заказника и придание особого статуса реликтовой роще дело долгое, для заказника регионального значения потребуется минимум два года с момента установления факта местообитания на территории краснокнижных видов.

Но несмотря на все трудности, создание заказника вокруг поселения предотвратит возможность использования земли для строительства объектов, нарушающих природный баланс и место обитания редких видов животных и птиц, в том числе промышленных объектов, аэропорта, поможет предотвратить вырубку охраняемых видов деревьев для строительства дороги.

Автор: Мартынова Галина

Список источников:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с послед. изм.);
  3. Федеральный закон от 22 марта 1995 г N 52-ФЗ «О животном мире» (с послед. изм.); от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
  5. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной книге Российской Федерации»,
  6. Приказ МПР РФ от 25.10.2005 N 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации «
  7. Приказ Госкомэкологии РФ от 19 декабря 1997 г. N 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации»
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР РФ) от 21 октября 2002 г. N 699 «Об обеспечении работы по ведению Красной книги РФ».