Дороги в пермакультурном дизайне, или почему мы перенесли въезд

Проектирование дорог

Проектирование дорог является одной из основных задач при планировании личного поместья и поселения в целом. От расположения дорог зависит не только их долговечность, но и микроклиматические факторы. В пермакультуре дороги выполняют не только свою «классическую» роль, но также обогащают всю территорию водой и направляют её излишки в нужном направлении (например, в пруды).

В данной статье мы не будем рассматривать технологии строительства дорог, а разберем элементы рельефа, влияющие на ее расположение.

Основной причиной разрушения дорог является потоки воды, размывающие дорожное полотно. Для перехвата этих потоков вдоль дороги с обеих сторон делают кюветы.

рис 1

Но тут кроется следующая опасность: если по кюветам будет течь много воды и вода будет течь с большой скоростью, то через некоторое время кювет может превратиться в овраг, который поглотит не только кювет, но и дорогу, и часть земель прилегающих к дороге.

Правильно расположить дороги нам поможет топографическая карта местности. Для первого приближения воспользуемся google + SketchUP. Тут надо учитывать важную особенность получения топографии таким способом – высоты замеряются не по земле, а по наивысшим точкам (для леса – это верхушка кроны деревьев) т.е. наиболее точную картину мы получаем в поле, а наименее точную  на залесенных участках и оврагах.

Уменьшить объемы стекающей по кюветам воды нам помогут хребты, а избежать ускорения воды – линии уровня.

Хребет – вытянутая возвышенность, имеющая гребень и склоны. На хребте не задерживается вода и он оптимален для расположения на нем дрог и построек, имеющих подвалы.

Топографическая линия или линя уровня – это линия равных высот т.е. все объекты находящиеся на этой линии находятся на одной высоте друг с другом.  Необходима для направления воды с помощью валоканав  т.к. дороги —  это видоизмененные валоканавы, где канавой является кювет, а валом дорожная насыпь (подробнее в статье «Валоканавы в пермакультурном дизайне»). Вода направленная валоканавой имеет низкую скорость течения и не вызывает эрозию.

Проект дороги для поселения

Рассмотрим карту поселения Долина радости Тульской области, на которой красным отмечены основные существующие дороги, а синим границы поселения. Вся западная граница поселения представляет собой своеобразный хребет т.к. общий уклон идет на восток, а слева от границы находится овраг.

рис 2

С точки зрения пермакультуры дороги следовало расположить следующим образом  (зеленым отмечены основные дороги, а пунктиром дополнительные):

рис 3

Новые дороги я изобразил очень приблизительно и не до конца, но основная идея расположения дорог видна. На севере поселения рельеф достаточно пологий и дороги там следует располагать исходя из удобства. На востоке, наоборот очень большой уклон, на котором даже кустарник будет расти с трудом, и дороги там должны выглядеть как горный серпантин.

Проект дороги для поместья

Теперь рассмотрим более локальный пример, наше поместье:

рис 4

На первый взгляд оптимально выглядит дорога по хребту в центре участка (отмечена желтым), но такое расположение имеет ряд минусов:

  1. Все прямые дороги являются коридорами для ветра, тем более, что у нас западный ветер превалирует;
  2. Поместье разделяется визуально на две части, что выглядит не красиво и приводит к визуальному уменьшению пространства (хотя пока серьезной растительности на участке нет — это не заметно).
  3. После формирования дороги пересекающий хребет в 2015 году самая высокая часть дороги сдвинулась на север, в точке А вода будет скатываться в обе стороны.

Точку А мы и взяли за точку въезда — это позволило избежать использование переливных труб, а следовательно,  лишних затрат на приобретение труб.  Кроме того  трубы ограничивают ширину въезда, то есть для нормального проезда потребовалось бы 1,5-2 трубы.

Далее мы пустили дорогу по линии уровня и вывели на хребет.

рис 5

Таким образом, дорога начала изгибаться, что способствует  визуальному увеличению пространства, и впоследствии такая дорога будет задерживать ветер, а не усиливать его.

Автор: Мартынов Александр